Главная / Статьи / Детская каллиграфия

Детская каллиграфия

Как научить своего ребенка красиво писать — одна из задач родителей, которая часто игнорируется ими за частоколом более важных «школьных бед». А потому с годами она становится почти невыполнимой.Есть мнение,что почерк формируется только к 6 классу.Однако…Что нужно делать родителям и чем помочь ребенку, чтобы выработать «каллиграфический» почерк . Используя записи детского психолога и новейшие педагогические разработки и тренажеры.Мне удается повысить качество каллиграфического письма у младших школьников.Ответим для себя на следующие вопросы.

— Почему ребенок пишет «как курица лапой»?
В большинстве случаев это связано с тем, что мелкие мышцы руки слабо развиты, незакончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, ребенок слабо ориентируется на листе бумаги или плохо переносит статическую нагрузку.

— Нужно ли бороться с ребенком за чистоту письма? Нужно ли вообще формировать красивый почерк?
Бороться нужно не с ребенком, а с проблемой. И начинать подготовку к письму еще в дошкольном возрасте: заниматься пальчиковой гимнастикой, играть с мелкими предметами, лепить фигурки из пластилина.
Каллиграфия соответствует правильному эстетическому развитию школьника, воспитывает в нем аккуратность, трудолюбие, добросовестность и старательное отношение к выполнению любой работы. Навык письма — это двигательный навык, и формируется он одновременно с умственным развитием. Недаром существует выражение «разумные руки».

— А влияет ли «чистое» письмо на формирование характера ребенка?
Безусловно, да. Письмо — это отражение процесса формирования характера и, одновременно, фактор, влияющий на данный процесс. Когда Ваш ребенок пишет чисто, красиво и четко, он аккуратен в выполнении и других заданий, он быстрее находит общий язык со сверстниками. Разборчивый почерк повышает оценку преподавателя и в результате — самооценку самого школьника.

— Тогда какие существуют приемы работы над формированием красивого почерка у младших школьников?
Прежде всего, нужно понять, в чем проблема ребенка, который пишет вкривь и вкось: слабая или наоборот напряженная кисть руки, неправильная посадка при письме, плохая ориентация на листе бумаги или слабая координация движений руки и глаз. Поняв причину, легко подобрать комплекс упражнений для развития правильного письма. Не можете определить сами, обратитесь за помощью к школьному учителю, логопеду или детскому психологу.
Однако каждому родителю следует иметь в виду три основных момента. Во-первых, обратить внимание на позу ребенка за письмом и рисованием. Во-вторых, научить его правильно держать пишущий инструмент. И, в-третьих, делать упражнения по координации движений пальцев, кисти, предплечья и плеча.
И помните, что научить малыша красиво писать гораздо проще, чем исправлять плохой почерк. Хотя учиться никогда не поздно.

Как правильно сидеть при письме:

  • сидеть прямо: туловище, плечи держать ровно, голову чуть наклонить вперед;
  • опираться спиной на спинку стула;
  • не опираться грудью на стол;
  • ноги согнуты в коленях под прямым углом, стопы ровно на полу или подставке;
  • обе руки на столе, опираются о стол, локти выступают за край стола.

Как правильно держать ручку:

  • Ручка лежит на левой стороне среднего пальца, указательный палец придерживает ручку сверху, большой палец — с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Во время письма рука опирается на верхний сустав мизинца;
  • Расстояние от нижнего кончика ручки до указательного пальца составляет примерно 1,5 — 2,5 см;
  • Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки.

Упражнение 1. Ладошки лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Упражнение повторяется в обратном порядке.
Упражнение 2. Ладошки лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение 3. Ребенок зажимает ручку (или любой другой пишущий инструмент) средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы, следя, чтоб ручка не опускалась ниже большого пальца.
Упражнение 4. На столе лежат 10 карандашей. Одной рукой ребенок собирает в кулак карандаши, беря их по одному, далее кладет обратно на стол также по одному.
Упражнение 5. Ребенок зажимает карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и «шагает» по поверхности стола.
Упражнение 6. Ребенок, представив, что в ладошках находится мячик, совершает движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.
Упражнение 7. Ребенок зажимает конец ручки указательным и средним пальцами правой руки и, переворачивая ручку, вкладывает ее длинным концом в левую руку, и обратно. При этом нужно контролировать, чтобы руки ребенка упирались в край стола, локти чуть свешивались, а ладони были приподняты над поверхностью. Тогда ручка будет вращаться правильно — в вертикальной плоскости.