Очевидно, что совместить одно с другим без потерь не удастся. Пишешь красиво — значит, пишешь значительно медленнее. Пишешь быстро — теряешь в красоте.
Но с уверенностью можно сказать, что и первое, и второе умение очень пригодятся в жизни. В одних случаях важно писать очень быстро (лекции, сочинения), в других скорость не важна, но важны качество и красота.
Поэтому система упражнений выстраивается по принципу: СНАЧАЛА ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО И КРАСИВО (осмысливаем способ письма, методы соединения), а только ПОТОМ ПИШЕМ БЫСТРО (демонстрируем сформировавшийся навык, изучаем собственные «скоростные» ресурсы).
В обратной последовательности этот закон работает с печальными последствиями.
«СНАЧАЛА БЫСТРО, А ПОТОМ ПРАВИЛЬНО»
чаще заканчивается известной историей: «Мама, а я сегодня ВСЕ НАПИСАЛ БЫСТРО…» И ВСЕ НЕПРАВИЛЬНО.
Заметьте, что многие взрослые, вопреки здравому смыслу, хотят, чтобы ребенок писал быстро и красиво уже на второе-третье занятие.
Но чудес не бывает. Рука — это мышцы, а мышцы нужно качать. На все процессы требуется время. Посадив огурцы в конце мая, мы не приходим 1 июня и не начинаем ругать огурец за то, что он ДО СИХ ПОР не созрел, ведь нам уже хочется свежего салата.
Какими бы эмоциями не сопровождалось выращивание огурца, созреет он через положенных полтора -два месяца.
С формированием красивого почерка ситуация аналогичная.
Сколько бы вы не ругали ребенка и не уговаривали «быть внимательнее», смею вас заверить, что мышцы вас не услышат. Руки начнут действовать скоординированно ТОЛЬКО в результате тренировки. Вы же не станете уговаривать мышцы пресса подарить вам кубики. Кубики невозможно купить. Они появляются в результате собственных усилий и тренировок.
Разумеется, каллиграфические навыки не сводятся к механическому многократному повтору упражнений. Письмо – процесс тонкий, который отражает психологическое и физическое состояние человека, тренирует намерение ученика, волю, настойчивость и терпение.
В книге президента всем известной компании «SONI» МасаруИбуки «После 3-х уже поздно» отмечается, что на первом месте по степени важности в процессе подготовки высококачественных специалистов для работы в области высоких технологий стоит каллиграфия, на втором – игра на скрипке.
В. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода великий мозг» — писал Кант. А М.М..Кольцова — исследователь детской речи отмечала, что руки необходимо рассматривать как «орган речи».