Я познаю мир

Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Колоссальная роль в процессе формирования отношения к миру у детей принадлежит взрослым. Отношению к миру дети учатся у нас, взрослых, часто принимая все на веру и не требуя доказательств. Процесс формирования отношения к чему-либо – скрытый процесс, пока идет непосредственное формирование, мы не знаем, какое отношение получим в результате. Истинное отношение проявляется только в действиях и поступках человека. Поэтому в работе с детьми важно помнить следующее: чем бы мы ни занимались с ними, о чем бы ни рассказывали им, что бы мы ни развивали в них – всегда и везде интенсивно, помимо нашей с вами воли, идет процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором мы живем. И, в конечном счете, именно это отношение будет определять, на что в будущем направит ребенок свои знания и развитые способности: на созидание или на расточительство и разрушение.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Познавательное развитие дошкольника охватывает все его компоненты, все они неразрывно связаны между собой. Причем приоритет взрослый отдает формированию эмоционально-чувственного опыта как наиболее соответствующего.

Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном познании окружающего мира, поэтому развитие познавательной сферы является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

Детей 3-5 лет часто называют «почемучками», и именно этот возраст является сенситивным периодом для развития познавательных способностей у детей, расширения кругозора и знаний об окружающем мире. Считаем, в связи с вышеизложенным, что в возрасте «почемучек» у детей необходимо удовлетворять любознательность, для того, чтобы не погас интерес к познанию окружающего мира. Дополнительные занятия по познавательному развитию дают возможность больше внимания и времени уделять данному направлению в работе с детьми. Учитывая мнение ученых, и опираясь на личный опыт, я пришла к выводу, что именно ознакомление детей с окружающим будет наиболее эффективным и позволит мне достичь поставленной цели в познавательном развитии ребенка.

Основной целью программы дополнительного образования «Я познаю мир» является развитие познавательных способностей через знакомство детей с миром природы и человека.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Развитие кругозора и любознательности у детей.
  2. Формирование элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
  3. Развитие познавательного интереса к миру природы и окружающей среде.
  4. Воспитание гуманного, эмоционального, бережного, заботливого отношения к природе и окружающему миру.
  5. Формирование экологически грамотного поведения, безопасного для природы и самого ребенка.
  6. Способствовать развитию психических процессов, а также способов умственной деятельности.
  7. Привлекать детей к творческой деятельности, развивать интерес к эстетико-эмоциональному творчеству.
  8. Содействовать развитию художественных способностей ребенка.

Данная программа расчитана на младший и средний дошкольный возраст. При разработке содержания, мы руководствовались тем, что уровень познавательной деятельности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у детей интерес. Важным моментом в развитии у детей способностей выступает их комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. Одно из необходимых условий комплексного и разностороннего развития способностей человека – многоплановость и разнообразие видов деятельности.

Вся работа по познавательному развитию детей организована и проводится с учетом возрастных особенностей детей, методологических принципов, а также осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, познавательно – исследовательской, продуктивной).

Основная форма организации детей – групповая, подгрупповая. Количество детей в группе 6-8 человек.